Воспитание
первоклассника – очень ответственный
этап общего воспитательного процесса.
Здесь важно «не навредить», не
поломать тонкую душу малыша.
Опорой в его школьном
формировании должна стать природа,
столь удивительная для маленького
человека и столь близкая ему пока еще.
Но природа должна выступить для
первоклассника как дом человечества и
его собственный дом, в котором он
проживает и будет проживать, – не столько
объект любознательного изучения, сколько
объект нормирующегося отношения.
Фундаментальным
основанием в общем отношении к миру
является отношение к природе. Учитывая,
что первичные впечатления малыша очень
глубоки (импритинг!), можно надеяться в
будущем, что отношение к природе обусловит
и отношение к жизни как таковой.
Задача-доминанта в
период первого года обучения школьника
–формировать будущее уважительное
отношение к жизни и ко всему живому как
проявлению жизни. Воспитывая отношение
к природе, педагог закладывает основы
будущего, такого осознанного ценностного
отношения к жизни.
Отношение
к природе формируется через призму
вопроса жизни и – главное! – вопроса
сопряжения жизни природы и жизни
Человека.
Проблемы жизни
Вопросы текущей жизни
1
2
Природный мир вокруг
человека.
Человек
как часть природы. Суровые законы
природы в жизни человека
Потребности в еде, питье,
сне, движении – природой данные
потребности.
Особенности конституции
тела – природой данные особенности:
рост, цвет кожи, глаз, волос; пропорции
тела...
Ритмы природной жизни в
человеческой жизни: активность –
отдых; бодрствование – сон; наплыв
энергии – угасание сил; и т. д.
Сходство
человеческой жизни с жизнью природного
существа: пробуждение – рост – цветение
– созревание семени – увядание –
смерть
Жизнь
леса. Человек в лесу
Картины леса. Ароматы
леса. Звуки леса. Птичий оркестр.
Дары леса. Человек собирает
дары, его поведение.
Лес
как дом животных. Вторжение человека
в этот дом. Поведение по отношению к
жителям леса
1
2
Жизнь
реки и моря. Человек у реки. Человек и
море
Вода
в жизни Человека. Природные бассейны
воды. Самочувствие человека около
воды. Красота водных бассейнов и водных
просторов. От ручейка до океана. Большой
человек около маленького ручейка
Горы
и человек. Стремление человека подняться
в горы
Холмы,
предгорья, горы. Картины, ощущения,
переживания у человека, поднявшегося
в горы (на холм). Поведение человека в
горах. Подготовка к путешествию в горы
Жизнь
поля, степи. Человек в поле
Картины
полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки.
Горизонты. Жители поля и степи.
Осторожность человека по отношению
к ним. Травы, цветы, степи, поля.
Разнотравье. Красоты широких степных
просторов. Состояние человека в степи
Жизнь
растений. Человек и флора Земли
Бесконечное
многообразие флоры. Взаимодействие
растений и животных, растений и
климатических условий. Этапы жизни
растительного мира: пробуждение, рост,
цветение, плодоношение, образование
семени, умирание (засыпание). Связь
жизни человека с растительным миром
Жизнь
животных. Человек в отношении к фауне
Земли
Животный
мир в природном доме. Особенность
животного и особенность его природного
дома. Гармония жизни животных и жизни
растений. Появление человека среди
фауны. Поведение человека по отношению
к живым существам природы
Человек
и небо. Солнце луна и звезды, их влияние
на человека
Солнце как источник жизни.
Планеты как соседи Земли в космосе.
Звезды на небе как свет далеких
миров.
Самочувствие человека при восходе
солнца. Самочувствие человека при
появлении луны. Звездные имена. Красота
ночного неба. Человек поднимает глаза
к звездам
Природно-погодные
условия в жизни человека
Различия
климатических условий на земле.
Приспособление к условиям климата,
флоры и фауны, а также человека. Различия
поведения в разных погодных условиях:
дождя, снега, мороза, жары, засухи, метели,
бурана, грозы, ливня
Элементы
природы в культуре человеческого
обустройства жизни
Элементы
природы как украшение дома. Природный
дизайн двора, дачного участка, сада,
парка, сквера, городской и сельской
улицы. Бережное отношение человека к
«природе рядом». Неживая природа
в культуре жизни: камни, вода, песок
Общение
человека с природой. Отображение
природы в искус- стве
Умение
видеть и слышать природу. Учиться
воспринимать природу через восприятие
произведений искусства. Наблюдения
за явлениями природы как школа жизни
для человека
Один
день природы. Один день человека в
доме природы
Утро
природы как пробуждение. День природы
как полная и сильная жизненная
активность. Сумерки природы как
медленное затихание. Ночь природы как
прекрасный сон