Воспитание первоклассника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша.
Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, – не столько объект любознательного изучения, сколько объект нормирующегося отношения.
Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки (импритинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой.
Задача-доминанта в период первого года обучения школьника –формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего, такого осознанного ценностного отношения к жизни.
Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и – главное! – вопроса сопряжения жизни природы и жизни Человека.
Проблемы жизни |
Вопросы текущей жизни |
1 |
2 |
Природный мир вокруг человека. Человек как часть природы. Суровые законы природы в жизни человека |
Обнаружить себя окруженным природой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, рыбы, камни... Потребности в еде, питье, сне, движении – природой данные потребности. Особенности конституции тела – природой данные особенности: рост, цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела... Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность – отдых; бодрствование – сон; наплыв энергии – угасание сил; и т. д. Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение – рост – цветение – созревание семени – увядание – смерть |
Жизнь леса. Человек в лесу |
Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр. Дары леса. Человек собирает дары, его поведение. Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса |
1 |
2 |
Жизнь реки и моря. Человек у реки. Человек и море |
Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие человека около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой человек около маленького ручейка |
Горы и человек. Стремление человека подняться в горы |
Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подготовка к путешествию в горы |
Жизнь поля, степи. Человек в поле |
Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи, поля. Разнотравье. Красоты широких степных просторов. Состояние человека в степи |
Жизнь растений. Человек и флора Земли |
Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и животных, растений и климатических условий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение, рост, цветение, плодоношение, образование семени, умирание (засыпание). Связь жизни человека с растительным миром |
Жизнь животных. Человек в отношении к фауне Земли |
Животный мир в природном доме. Особенность животного и особенность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы |
Человек и небо. Солнце луна и звезды, их влияние на человека |
Солнце как источник жизни. Планеты как соседи Земли в космосе. Звезды на небе как свет далеких миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появлении луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам |
Природно-погодные условия в жизни человека |
Различия
климатических условий на земле.
Приспособление к условиям климата,
флоры и фауны, а также человека. Различия
поведения в разных погодных условиях:
дождя, снега, мороза, жары, засухи, |
Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни |
Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок |
Общение
человека с природой. Отображение
природы в искус- |
Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятие произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека |
Один день природы. Один день человека в доме природы |
Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное затихание. Ночь природы как прекрасный сон |