ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Направление «Здоровье»
Цель
этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье
значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для
развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального
становления.
Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).
Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель:
-
сотрудничает с медицинским персоналом школы или города для изучения и
последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся;
- сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
- использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
-
организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию
и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как
внутри школы, так и вне ее;
- организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;
- формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).
Функции классного руководителя по направлению «Здоровье»
1.
Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей
развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье,
их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие,
причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией
школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной
деятельности.
2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
3.
Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на
педагогических консилиумах и административных советах
(санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и
домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
4.
Проведение совместно с медицинскими работниками школы и
социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области
личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды,
разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных
случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
6.
Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья
детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники,
олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными.
7.
Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их
к участию в тематических консультациях для детей и родителей по
проблеме сохранения физического здоровья детей.
8. Сотрудничество
с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья
(медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями;
психологическими центрами и т. д.).
II. Направление «Взаимодействие»
Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах:
· учитель – ученик;
· ученик – ученик;
· учитель – ученик – родитель.
Целью
в организации этой работы является передача детям опыта (знаний,
умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного
опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с
изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным
смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам,
ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя.
Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности
– это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства
субъектов общения.
Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты:
-
изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений
людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих
поколений;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности;
-
обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной
эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и
рефлексивных умений во взаимодействии;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия;
-
обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с
использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения;
-
изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во
взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на
материале диагностики;
Функции классного руководителя по направлению «Взаимодействие»
1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция.
2.
Изучение адаптации учащихся к школе, классу (при переходе на новую
ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа).
3.
Регулярные диагностические исследования положения учащихся в
коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией.
4.
Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового
сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования
различных культурных и мировоззренческих установок.
III. Направление «Нравственность»
Развивая
у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться,
необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных
качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся
пониманию смысла человеческого существования, ценности своего
существования и существования других людей; формирования у учащегося
понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей
непосредственной роли. Что может сделать классный руководитель, работая
в данном направлении?
- Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях.
- Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
- Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
- Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении.
-
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа,
своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать
выводы о самом себе.
Функции классного руководителя по направлению «Нравственность»
1.
Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей
учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех
возрастных этапах.
2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д.
3.
Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости,
защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной
ответственности.
4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.
IV. Направление «Интеллект»
Очень
значимым направлением в работе классного руководителя является работа
по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).
Целью работы классного руководителя в данном направлении может
стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать
целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в
окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных
возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на
продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении?
-
Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и
возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
- Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы
индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.
- Изучать
и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения;
использовать результаты изучения при организации внеклассной работы.
-
Организовать профилактическую и консультативную помощь семье. -
Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному
развитию.
- Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Функции классного руководителя по направлению «Интеллект»
1. Ведение интеллектуального паспорта класса.
2. Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся.
3. Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
4. Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.
5. Посещение уроков.
6.
Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения
(учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать,
отстаивать).
7. Использовать активные формы работы (конкурсы
эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия,
конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр).
8.
Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного
направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных
умений и достижений.
9. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.
V. Направление «Досуг»
Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса.
Цель
работы классного руководителя в данном направлении –это создание
ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые
хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны
развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность,
ответственность и открытость, искренность.
Классному руководителю необходимо обратить внимание:
- На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
- Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.
- На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.
Функции классного руководителя по направлению «Досуг»
1. Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
2. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.
3.
Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и
школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.
4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
VI. Направление «Семья»
Семьи,
из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный
материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье
ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять
воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда
процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей,
это приводит к печальным результатам.
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
Для работы классному руководителю необходимо:
- изучать семьи учащихся;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организовывать совместное проведение досуга детей и родителей;
- поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.
Функции классного руководителя по направлению «Семья»
1. Изучение семей своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т. д.).
2.
Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических
проблем класса, задач школы.
3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
Для
реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение
личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в
соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной
стороны основными общепсихологическими принципами, с другой –
конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика.
2.
Оценка результатов диагностики производится путем сопоставления этих
результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же
ученика с целью установления динамики в развитии.
3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.
5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.
6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.