Характеристика учащегося – это
обобщение педагогического и психологического
наблюдения. Практика общения на уроке,
вне занятий, в трудовых делах, знание
семейных отношений, друзей позволяет
классному руководителю определить тип
характера, потенциальные способности,
познавательные интересы и прогнозировать
мотивы поведения в тех или иных ситуациях.
Особое внимание следует уделить
эмоционально-волевой характеристике
личности. Это переживания, связанные с
учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее
проявление эмоций (чувств) в поведении,
жестах, мимике, настроении.
К волевым качествам относятся
целеустремленность, настойчивость,
выдержка, смелость, дисциплинированность.
Развитие волевых качеств приводит к
формированию деловых качеств личности,
что особенно важно в современных условиях
развития российского общества:
предпринимательство на всех уровнях
жизни, возможность занять свое место в
обществе.
Изучение коллектива и индивидуумов
можно условно разделить на несколько
этапов педагогического и психологического
исследования: индивидуальные беседы,
эксперимент (анкетирование, тестирование),
психологический и педагогический
анализ.
Завершающим этапом исследования
является составление характеристики.
Индивидуальная характеристика учащегося
включает следующее:
1. Сведения об учащемся.