Структура, задачи, этапы ВС
Структура воспитательной системы включает следующие компоненты:
1.цели, выраженные в исходной концепции ( т.е. совокупность
идей, для реализации которых она создаётся);
2.деятельность, обеспечивающая её реализацию;
3.субъект деятельности, её организующий и в ней
учавствующий;
4.рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие
субъект в некоторую общность;
5.среда системы, освоенная субъектом;
6.управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в
целостную систему;
7.развитие этой системы.
Задачи воспитательной системы класса:
1) формирование у
детей целостной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания;
3) приобщение к общечеловеческим ценностям и
формированиеадекватного им поведения;
4) формирование креативности, «творческости» как черты
личности;
5) формирование самосознания, осознания собствннного «Я», помощь в самореализации.
Развитие воспитательной системы
Процесс развития воспитательной системы в значительной
степени определяется тем, что она является самоорганизующей системой.
Основные этапы
развития воспитательной системы класса:
1. Моделирование. Проектирование ценностных ориентаций и целевых
установок, их осмысление.
2. Становление. Поиск системообразующей деятельности. Появление
признаков системы: целенаправленность, основные компоненты системы,
установление внутрисистемных связей с внешней средой, развитие воспитывающей
деятельности и гуманистических межличностных отношений, актуализация идеи
целостности личности ребёнка, которой должен соответствовать целостный
образовательный процесс.
3.Стабилизация. Утверждение системообразующей деятельности. Отработка
эффективной технологии. Развитие классного коллектива, органов самоуправления,
рождение коллективных традиций и ценностей. В центре внимания - личность
школьника, являющегося субъектом системы.
4.Функционирование. Технология организации жизнедеятельности
классного коллектива. Содержание и формы деятельности, их многообразие.
Показатели и критерии развития и эффективности воспитательной системы класса.
Традиции в воспитании.
5.Обновление. Может принимать характер кризиса. Нельзя относиться к
кризису как негативному явлению. Его возникновение говорит о динамизме
воспитательной системы, о том, что она развивается нормально.
|