План классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Устный журнал «Высокая душа России»:
Первая страница. Литературный конкурс.
Вторая страница. Живопись России.
Третья страница. Музыкальный кроссворд.
3. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя.
На
протяжении всех лет учебы на наших классных часах я старалась по мере
сил знакомить вас с искусством и его творцами: композиторами и
музыкантами, поэтами и писателями, художниками, скульпторами,
архитекторами. Считаю знакомство с искусством одним из важнейших
средств развития души молодого человека: ведь именно в произведении
искусства автор раскрывает душу в ее наивысшем, наилучшем проявлении, и
эти «души прекрасные порывы» находят отклик в наших сердцах.
Мы
говорили о мировом искусстве, в том числе и об отечественном. В лучших
произведениях отечественного искусства и отражена высокая душа России.
Об искусстве России и пойдет сегодня речь.
Мы
проведем своеобразное «повторение пройденного» в форме устного журнала,
каждая страничка которого будет посвящена одному из видов искусства и
даст вам возможность продемонстрировать свои знания.
Итак, перелистнем первую страницу нашего устного журнала.
П. Краткое содержание устного журнала.
1-я страница. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
Воспроизводятся
отрывки из произведений (или небольшие произведения) известных русских
поэтов. Нужно назвать автора, показать его портрет и прочитать 1–2
строки какого-нибудь произведения этого автора.
Рекомендуемые произведения:
1. А. С. Пушкин «Граф Нулин» (отрывок). Исполняет С. Юрский.
2. А. А. Ахматова «Реквием» (отрывок). Исполняет автор.
3. М. И. Цветаева «Тоска по Родине...» Исполняет А. Фрейндлих.
4. Е. А. Евтушенко «Казнь Стеньки Разина» (отрывок из поэмы «Братская ГЭС»). Исполняет автор.
2-я страница. ЖИВОПИСЬ РОССИИ
Демонстрируется
диафильф «Шедевры русской живописи». Учащимся предлагается внимательно
посмотреть его и запомнить авторов и названия картин, представленных в
нем.
После
просмотра диафильма учащимся дается задание: найти среди помещенных на
переносных досках репродукций те, о которых было рассказано в
диафильме, назвать автора и название картины.
(Представлены
репродукции «Троицы» А. Рублева, портретов П. Аргунова, В. Перова, И.
Крамского, пейзажей И. Левитана и Г. Саврасова, жанровых полотен И.
Сурикова, М. Врубеля, З. Серебряковой, И. Петрова-Водкина и другие).
(Заполняется после прослушивания аудиозаписей музыкальных произведений.)
1. Пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
1) Кто автор прозвучавшего произведения? Это самый известный в мире русский композитор.
2) Как называется прозвучавшее произведение? Название первого весеннего цветка.
2. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
1) Кто автор прозвучавшего произведения?
2) Какой инструмент солировал в звучавшем произведении?
3. Ария Бориса из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Ф. И. Шаляпина.
1) Кто автор музыки?
2) Кто исполнитель?
3) Как называется законченный отрывок из оперы в исполнении одного певца?
III. Подведение итогов.
Зачитывается отрывок «Экскурс в историю» из «Поэмы о разных точках зрения» Р. И. Рождественского.
Для розыгрыша последних призов учащимся предлагается назвать имена авторов прозвучавших в финале произведений.