Из опыта работы заместителя директора по воспитательной
работе: организация, планирование, контроль / сост. В.В. Шумилова, Н.П.Кузнецова.
- Волгоград: Учитель,2007. - 112С.
Б.З.Вульфов, Н.Ю.Синягина, В.А.Березина.
Острые
проблемы воспитания:поиски решения. Серия» Библиотека Федеральной программы
развития образования». - М.:Изд. дом «Новый учебник»,2003. - 108С.
Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю., Артюхова И.С.
Справочник классного руководителя(10-11) / Под ред. ИСАртюховой. -
М.: ВАКО, 2005. 123С. - (Педагогика. Психология. Управление)
Одним из важных
условий переосмысления содержания образования является профессиональная
компетентность современного педагога. Поэтому наиболее оптимальный вариант в
развитии компетентности современного классного руководителя - это включение его
в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ, моделей,
реализующих базовые цели и ценности образования в образовательном учреждении.
Чтобы эффективно работать с детьми «группы риска», а также успешно
взаимодействовать между собой, классному руководителю необходимо чётко
понимать, что означает эта категория детей.
Кого можно считать трудным подростком
У многих учителей нет достаточно
чётких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным,
педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и
отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных,
недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения
дисциплины вследствие особенностей своего темперамента: всех подростков, у
которых ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности,
крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям
педагогического такта. Всё это мешает чёткому пониманию сущности вопроса.
Рекомендуется
при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:
1. Наличие исходной физической и
психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих
обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных
проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и
учебной деятельности со значительной степенью устойчивости( в отличие от детей,
эпизодически проявляющих отклонения такого порядка)
3. Обусловленность этих
отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием
неуправляемых факторов (улица, среда).
4. Постоянное устойчивое
сопротивление воспитанию
Таким образом, трудные - это
здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление
воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и
разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и
поведении, обусловленных недостатками воспитания.
Трудный
подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении
общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного
времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне
изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и
использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к
трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.
Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а
за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за
проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности
школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский
поступок», но не надо говорить:«Ты
плохой мальчик, ты хулиган».
Нельзя учителю
в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных
эпитетах типа «бездельник», «лодырь»,
«хам», «негодяй». Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более
затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен быть всегда
оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не
закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в
свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому
нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные
попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в
лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным:
не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь
кое-что прощать, «не заметить». В
педагогической практике самое трудное - установление положительного контакта с
подростками, проявляющими жестокость, изучение мотивов их поведения.
Опыт
показывает, что к трудным, как правило, относят подростков, которые:
- часто бывают
невыдержанными;
- спорят со
взрослыми;
- отказываются
выполнять необходимую общественную работу;
- делают то,
что раздражает других
- часто
обвиняют других в своих ошибках;
- часто
сердятся и возмущаются;
-
недоброжелательны и мстительны;
-
сквернословят и говорят непристойности;
- жестоки к
младшим и животным и др.
Устойчивое
негативное поведение, в отличие от временных вспышек негативизма, создает
трудности, как для окружающих, так и для собственного развития подростка.
Педагогу очень важно понять, что стоит за негативистским поведением. Это может
быть:
- способ
самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения;
- стереотипы
поведения, ориентация на «лидеров»;
- устойчивый
комплекс ценностных норм.
Наиболее сложно складываются
общение с подростками, чьи установки уже имеют устойчивый характер.
Сформированный образ действительности, нежелание идти на
контакт, поддержка со стороны
подростковой группы, основанной на асоциальных нормах, чаще всего сводят
воспитательные усилия на «нет». Обычно общение педагога и подростка состоит из
нотаций, длительных бесед и поучений. При этом педагоги не отличаются знанием о
современных молодёжных субкультурах, сленге, музыкальных группах и др.
Наибольшее
влияние на проявления агрессии и жестокости в поведении подростка могут оказать:
дезаптация в учёбе и труде; отношения со сверстниками и учителями. Наибольшее
количество детей со школьной дезаптацией приходится на средние классы, то есть
на подростковый возраст. Школьная
дезаптация в младших классах встречается в 5-8% случаяв, а у подростков - в
18-20%. Чаще всего школьные проблемы
возникают у подростков с низким интеллектом и выраженной сенситивностью.
Пристальному вниманию подлежит правильная трактовка агрессивного поведения
детей и подростков в школьном коллективе и за его пределами, выявление
девиантных форм поведения и соответственно применение дифференцированных
профилактики и социальной реабилитации. Этиология аффективных переживаний может
быть понята в свете описанного в психологической литературе конфликта между
уровнем притязаний и неуверенностью в
себе.
Такой
конфликт, вовремя не снятый ни педагогами, ни родителями, углубляясь, может
стать причиной антиобщественных поступков. В этом случае для подростка
вызывающее поведение является выражением протеста против не удовлетворяющей его
оценки со стороны окружающих, недовольства своим положением среди сверстников,
уродливой формой самоутверждения, поисками общественной позиции (хотя бы и
отрицательной), способной удовлетворить его притязания. Как показывают
наблюдения и данные психологических исследований, этот внутренний источник
отрицательного поведения подростка (неудовлетворённые социальные потребности и
своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознаётся педагогами, а
потому и не всегда учитывается ими при организации воспитательного воздействия
на этих подростков.
Подлинная причина
антиобщественного поведения часто бывает не осознана и самим подростком.
Вначале у него возникает недисциплинированное поведение, а затем, если вовремя
не устранить вызывающую его причину, оно может стать и девиантным. И то и
другое возникает в результате сложного внутреннего конфликта, сущность которого
заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить
себя в своём собственном мнении и мнении товарищей, с одной, и (часто
неосознанного переживания своей несостоятельности) - с другой. Обычно это
переживание является результатом постоянного неуспеха (как правило, будущие
правонарушители плохо учатся), который порождает неверие в себя, потерю
перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими. Не до конца
осознанная неудовлетворённость своим положением в семье и в учебном заведении
вызывает устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, от которых
подросток стремится избавиться, добиваясь хотя бы кратковременного признания со
стороны коллектива сверстников. Это приводит к желанию «показать себя», пусть
даже с отрицательной стороны. В дальнейшем это перерастает в позицию
противопоставления себя коллективу, а затем обществу с его общественной моралью
Методика
работы по преодолению у учащихся вредных привычек
Классный руководитель должен
уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения
противостоять и бороться с вредными привычками.
Но для того чтобы бороться с вредными привычками
учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним
отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьёзную
профилактику. Просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.
Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для
организма человека и для его личностного становления вредных привычек.
Для
эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать
следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с
последующим обсуждением;
- просмотр кинофильмов, которые
отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодаления;
- встречи с людьми, сумевшими
преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- изучение отношения взрослых к
проблемам учащихся;
- чтение и обсуждение журнальных
публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных
ситуациях;
- тематические викторины, устные
журналы;
- создание антирекламных роликов
по проблеме;
- конкурсы на лучшее
художественное произведение, направленное против вредных привычек человека,
демонстрирующее силу человеческого духа;
- конкурсы рекламных щитов по
данной проблеме;
- выставки рисунков, акции в
защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс
- конференции, брифинги
по данной теме;
необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке
мероприятия по профилактике вредных привычек:
- Мероприятия должны быть
актуальны. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и
сарказм учащихся.
- Подготовка мероприятия должна
быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и
формализма.
- мероприятия такого рода должны
быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
- Форма общения - не назидание с
позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
- Факты и события, статистика
должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности
ученика.
- такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со
всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий