Четверг, 26.12.2024, 06:06 | | Приветствую Вас Гость | RSS | | Главная | работа с семьей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Рубрики
Новые выпуски [1]
Начинает работу пресс-центр 7 класса МБОУ Пошатовская ООШ
любим свою Родину [2]
век живи - век учись [3]
без труда не выловишь и рыбку из пруда [1]
чистота - залог здоровья [0]
с физкультурой мы дружны [1]
делу время, а потехе час [4]
законы надо соблюдать [0]
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Поиск
Друзья сайта
  • Наш Арзамасский край
  • Моим ученикам
  • По ступенькам познания к творчеству
  • Чернухинский дом детского творчества
  • Страничка нашей группы в интернет университете информационных технологий
  • Пишите нам

    работа с семьей

    Программа изучения семьи школьника

    Семья – первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации. К сожалению, не все родители умеют правильно организовать педагогический процесс в семье. Поэтому школа должна взять на себя направляющую роль в воспитании. Учитель должен постоянно изучать теоретические и методические основы семейного воспитания, уметь хорошо ориентироваться в практической семейной педагогике, знать особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника с целью усиления влияния школы на внутрисемейный процесс воспитания детей. Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи школьника. Начинать эту работу необходимо с составления программы изучения семьи школьника. Ниже мы приводим примерный вариант программы Афанасьева Н. И. Изучение семьи школьника. Методические рекомендации в помощь организаторам народного образования, руководителям, учителям, воспитателям. – Волгоград, 1989.
    Примерная программа изучения семьи школьника  
    1. Демографическая характеристика семьи.
    Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст.
    2. Жилищно-бытовые условия семьи.
    Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр.
    3. Социально-профессиональная характеристика семьи.
    Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы (односменный, двух-, трехсменный, разъездной, неполный рабочий день, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.). Род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей (учащиеся школ, ГПТУ, СПТУ, техникумов, дошкольники). Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижение высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения, повышение эффективности общественного производства, потребность ощущать себя членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т. д.). Общественная оценка их труда (награды, звания и т. д.). Воспитание у детей в семье трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта общественной работы родителей.
    4. Нравственно-политическая культура семьи.
    Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовных и материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями. Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надежность, чувство ответственности, долга, проявление членами семьи взаимного уважения, заботы, помощи.
    5. Культурный уровень семьи, семейные традиции.
    Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т. д. Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.
    6. Педагогический фон семьи.
    Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный, целеустремленный и т. д.) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку: уважение его интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режима, способствующее успешной учебе детей. Осуществление контроля за учебой детей. Отношение родителей к школе, учителям. Согласованность воспитательных усилий семьи и школы. Участие родителей в жизни школы, класса, где учится ребенок. Способы повышения уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для родителей в школе, педагогическое самообразование.
    7. Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в воспитании детей, педагогический опыт данной семьи.
    Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы учитель может получить, используя различные методы изучения:
    – ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты);
    – наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе;
    – посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи; – изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории; – анкетирование детей и родителей;
    – анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.;
    – анализ характеристик детей (свободного изложения, стандартизированных), написанных по просьбе учителя их родителями.
    Далее на основе полученных данных рекомендуется на семью каждого воспитанника заполнить примерную «Карточку семьи».

    классификация семей для индивидуальной работы


    Форма входа

    В помощь классному руководителю
    Объявления
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 209
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Нижний Новгород Online Проголосуй за наш сайт
    во всероссийском каталоге образовательных ресурсов:
    Всероссийский каталог образовательных ресурсов

    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz