Программа изучения семьи школьника
Семья – первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации. К сожалению, не все родители умеют правильно организовать педагогический процесс в семье. Поэтому школа должна взять на себя направляющую роль в воспитании. Учитель должен постоянно изучать теоретические и методические основы семейного воспитания, уметь хорошо ориентироваться в практической семейной педагогике, знать особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника с целью усиления влияния школы на внутрисемейный процесс воспитания детей. Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи школьника. Начинать эту работу необходимо с составления программы изучения семьи школьника. Ниже мы приводим примерный вариант программы Афанасьева Н. И. Изучение семьи школьника. Методические рекомендации в помощь организаторам народного образования, руководителям, учителям, воспитателям. – Волгоград, 1989.
Примерная программа изучения семьи школьника
Семья – первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации. К сожалению, не все родители умеют правильно организовать педагогический процесс в семье. Поэтому школа должна взять на себя направляющую роль в воспитании. Учитель должен постоянно изучать теоретические и методические основы семейного воспитания, уметь хорошо ориентироваться в практической семейной педагогике, знать особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника с целью усиления влияния школы на внутрисемейный процесс воспитания детей. Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи школьника. Начинать эту работу необходимо с составления программы изучения семьи школьника. Ниже мы приводим примерный вариант программы Афанасьева Н. И. Изучение семьи школьника. Методические рекомендации в помощь организаторам народного образования, руководителям, учителям, воспитателям. – Волгоград, 1989.
1. Демографическая характеристика семьи.
Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст.
2. Жилищно-бытовые условия семьи.
Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр.
3. Социально-профессиональная характеристика семьи.
Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы (односменный, двух-, трехсменный, разъездной, неполный рабочий день, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.). Род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей (учащиеся школ, ГПТУ, СПТУ, техникумов, дошкольники). Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижение высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения, повышение эффективности общественного производства, потребность ощущать себя членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т. д.). Общественная оценка их труда (награды, звания и т. д.). Воспитание у детей в семье трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта общественной работы родителей.
4. Нравственно-политическая культура семьи.
Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовных и материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями. Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надежность, чувство ответственности, долга, проявление членами семьи взаимного уважения, заботы, помощи.
5. Культурный уровень семьи, семейные традиции.
Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т. д. Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.
6. Педагогический фон семьи.
Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный, целеустремленный и т. д.) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку: уважение его интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режима, способствующее успешной учебе детей. Осуществление контроля за учебой детей. Отношение родителей к школе, учителям. Согласованность воспитательных усилий семьи и школы. Участие родителей в жизни школы, класса, где учится ребенок. Способы повышения уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для родителей в школе, педагогическое самообразование.
7. Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в воспитании детей, педагогический опыт данной семьи.
Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы учитель может получить, используя различные методы изучения:
– ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты);
– наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе;
– посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи; – изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории; – анкетирование детей и родителей;
– анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.;
– анализ характеристик детей (свободного изложения, стандартизированных), написанных по просьбе учителя их родителями.
Далее на основе полученных данных рекомендуется на семью каждого воспитанника заполнить примерную «Карточку семьи».