Цели:
познакомить родителей с основами законодательства для
семьи и воспитания подрастающего поколения и молодежи, с методикой
формирования
правовых и нравственно-этических норм, с путями и средствами
предупреждения
отклонений в поведении школьников.
I. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Лекции
1. Закон и семья (лекция).
2. Воспитание культуры и нравственности как ведущих качеств
личности (лекция).
Беседы, дискуссии, "круглые столы” по классам:
1. Воспитание чувства уважения к взрослым через семью.
2. Как учить умению постигать человеческую скорбь, учить
сопереживанию.
3. Воспитание в ребенке понимания и осознания своей вины.
II. СРЕДНЯЯ ШКОЛА (5–7 кл.)
Лекции
1. Права и обязанности школьника.
Роль семьи в формировании у подростка чувства необходимости
законов в его жизни.
2. Духовные и материальные ценности в жизни подростка.
Классные беседы, дискуссии:
1. Красота – могучее средство воспитания личности.
2. Совесть – чуткий страж поступков. Формирование чувства
совести.
3. Формирование чуткости и такта у подростков.
III. СРЕДНЯЯ ШКОЛА (8–9 кл.)
Лекции
1. Закон и совесть. Закон как необходимое условие
нравственного совершенствования человека.
2. Роль семьи в воспитании чувств подростка (к
противоположному полу).
Классные беседы, дискуссии:
1. Поступки подростков и мотивы, которыми они
руководствуются.
2. Воспитание у юношей и девушек отношения к любви.
3. Активная жизненная позиция вашего ребенка.
IV. СТАРШИЕ КЛАССЫ (10–11 кл.)
Лекции
1. Проблема неформальных молодежных объединений.
Правоохранительная деятельность. Роль семьи в предупреждении социального
поведения молодежи.
2. Роль семьи в формировании выбора ценностей молодежи.
Классные беседы, дискуссии:
1. Формирование у юношей и девушек культуры человеческих
желаний.
2. Воспитание гармонических отношений между отцами и
детьми.
3. Ваша семья и закон.
4. Участие подростков в семейном
бюджете.
Литература
1. Журналы: "Семья и школа”, "Воспитание школьников”,
"Человек и закон”.
2. Никитин, А. Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение,
1988.
3. Романов, В. И. Учись применять закон. – М.: Юридическая
литература, 1989.
4. Имею право. Юридический справочник. Волгоград, 1990.
5. Дюрягин, И. Я. Гражданин и закон. – М.: Юридическая
литература. 1991.
6. Данилов, О. Именем закона. – Ленинград: Детская
литература, 1990.
7. Чечот, Д. М. Как защитить свое право. – М.: Юридическая
литература, 1988.
8. Стецовский, Ю. И. Если человек обвинен в преступлении? –
М.: Советская Россия, 1988.
9. Именем закона (сборник). – М.: Молодая гвардия, 1980.
10. Спрашивайте – отвечаем (консультируют юристы). – М.:
Молодая гвардия, 1990.
11. Закон для человека. – М.: Известия, 1988.
12. Криминологи о неформальных объединениях молодежи. – М.:
Юридическая литература, 1990.
13. Рувинский, Л. И., Хохлов, С. И. Как воспитать волю и
характер. – М.: Просвещение, 1986.
14. Афанасьева, Т. М. Семья. – М.: Просвещение, 1985.
15. Графова, Л. Живу я в мире только раз. – М.:
Политическая литература, 1984.
16. Богданова, О. С., Калинина, О. Д. Содержание и методика
этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985.
17. Этические беседы с учащимися. – Минск: Народная асвета,
1977.
18. Азбука нравственности. Сборник. – М.: Молодая гвардия,
1976.
19. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. – М.:
Советская Россия, 1981.
20. Сухомлинский В. Как воспитать настоящего человека. –
М.: Педагогика, 1990.
21. Богданова, О. С. Этические беседы с подростками. – М.:
Просвещение, 1987.
22. Блюмкин, В. А. Этика и жизнь. – М.: Политическая
литература, 1987.
23. Гусейнов, А. Золотое правило нравственности. – М.:
Молодая гвардия, 1988.
24. Камычек, Я. Вежливость на каждый день. – М.: Знание,
1988.
25. Райский, Б. Ф. Предупреждение и преодоление отклонений
в поведении школьников. – Волгоград: 1986.
АНКЕТА
для родителей (на родительских собраниях)
1. Нужна ли работа по этико-правовому воспитанию школе?
2. Чувствуете ли вы изменения в ваших детях, когда с ними в школе
проводятся мероприятия по этике и праву?
3. В какой помощи
по этико-правовому воспитанию детей вы нуждаетесь?
(Индивидуальная
беседа с представителем детской комнаты
милиции, учителем этики, научными консультантами по этике и праву или
в беседах и лекциях компетентных людей, на заседаниях "круглых столов” и
т. д.)