1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируется обсудить.
Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
НЕ СТОИТ:
Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
Давать негативную оценку всему классу.
Переоценивать значение отдельных предметов.
Избирать для общения назидательный тон.
И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.
Примерная структура
родительского собрания
Собрание должно начинаться в
строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и
стараются
его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Вот примерная структура родительского собрания.
Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). 5 мин.
Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему. 5-7 мин.
Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя) – оно должно быть ярким, лаконичным, доступным. 10-15 мин.
Обсуждение проблемы родителями. 20 мин.
Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.