1 Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от длины тела учащихся
Номер мебели | Группа по длине тела (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к учащемуся | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья |
1 |
1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Цвет | Высота от пола |
Оранжевый | От 1000 до 1150мм |
Фиолетовый | От 1150 до 1300мм |
Желтый | От 1300 до 1450 мм |
Красный | От 1450 до 1600мм |
Зеленый | От 1600 до 1750 мм |
Голубой | Свыше 1 750 мм |
Согласно указанным в них требованиям необходимо соблюдать следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
– между рядами двухместных столов – не менее 60;
– между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
– между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50–70;
– от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70;
– от задней стены, являющейся наружной, – не менее 100, а при наличии оборотных классов – 120;
– от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
– от первой парты до учебной доски – 2,4–2,7 м;
– наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
– высота нижнего края учебной доски над полом – 80–90;
– угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени и не менее 45 градусов для детей 6–7 лет.
Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие – ближе к учебной доске, большие – дальше. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, состояние опорно-двигательного аппарата, склонность к простудным заболеваниям. Так, например, для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их размера, ставят впереди, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела. Наряду с традиционными видами школьной мебели, в порядке эксперимента, внедряются новые – парты-конторки, использование которых в учебном процессе позволяет осуществлять обучение в режиме динамических поз. Использование конторок вместе с традиционной партой (столом) позволяет чередовать работу на уроках в позе сидя-стоя. Специальные эргономические исследования позволили определить один из основных параметров парты-конторки – высоту над полом переднего края столешницы, обращенной к ученику. В зависимости от ростовой группы необходимо соблюдать следующие значения: при длине тела 1150–1300 мм – 750 мм, 1300–1450 мм – 850 мм и 1450–1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 12–17 °. Сегодня даже сельскую школу трудно представить без компьютерной техники. Известно, что занятия за компьютером сопровождаются значительным статическим и зрительным напряжением, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить безопасные условия для этих занятий. На занятиях с использованием видеодисплейных терминалов поддержание рациональной рабочей позы должно обеспечиваться конструкцией рабочего стула (кресла), что позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом длины тела пользователя. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Высота одноместного стола при работе с компьютером должна соответствовать длине тела учащихся. Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 °. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5 °, допустимое ± 10 °. Правильная поза учащегося во время занятий 1) За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка. 2) При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30–35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 °. Левая рука (правая рука у левшей) ученика поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. 3) При чтении. Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 °. 4) Стоя. Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки. Таблица 2 Основные размеры стула для учащихся на занятиях с видеодисплейными терминалами
Параметры стула | Длина тела учащихся в
обуви,см 116–130 131–145 146–160 161–175 > 175 |
Высота сиденья над полом, мм Ширина сиденья, не менее, мм Глубина сиденья, мм Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм Высота линии прогиба спинки, не менее, мм Радиус изгиба переднего края сиденья, мм Угол наклона сиденья, Угол наклона спинки, Радиус спинки в плане, не менее, мм |
300 340 380 420 460 270 290 320 340 360 290 330 360 380 400 130 150 160 170 190 280 310 330 360 400 170 190 200 210 220 20–50° 0–4 ° 95–108 300 |
Таблица 3 Высота одноместного стола для занятий с видеодисплейными терминалами
Длина тела учащихся в обуви, см Высота над полом, мм Поверхность стола Пространство для ног, не менее 116–130 520 400 131–145 580 520 146–160 640 580 161–175 700 640 Выше 175 760 700 Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола. Очень важно, чтобы и дома у ребенка для занятий мебель была подобрана с учетом его роста. В этой связи педагогам необходимо разъяснять родителям учащихся как следует организовать рабочее место ребенка дома.