Классный руководитель, в нашем понимании, сегодня – это
педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
-духовным посредником между
обществом и ребенком в усвоении основ
человеческой культуры;
-защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
-организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах
современной деятельности классного коллектива;
-организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию
процесса его социализации;
-помощником, консультантом в организации повседневной жизни и
деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни
общества, в профессиональной ориентации;
-координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех
воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие личности
воспитанников;
-создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата
в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного
заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к
воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика,
родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального
духовного, умственного, физического совершенствования (Всемирная Декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный руководитель (куратор, воспитатель и
т.п.) реализует эту задачу в своем учебном заведении:
1. осуществляет
непосредственное наблюдение за
индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши;
2. содействует созданию
оптимальных условий для формирования каждой личности;
3. организует взаимодействие и
сотрудничество всех воспитательных сил;
4. вносит необходимые
коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и
развитию способностей воспитанников;
5. помогает организации всех
видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в
разнообразные коммуникативные ситуации;
6. работает над созданием и
становлением классного (школьного, клубного и др.) коллектива как
воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого
ребенка, учащегося, студента.
Функции и
содержание работы.
1.Аналитическая функция определяет
следующее содержание работы классного руководителя:
·
изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
·
изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
воспитанника;
·
анализ и оценка уровня воспитанности;
·
изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы,
объединения, клуба и др.;
·
изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
·
изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся
класса, группы, клуба, объединения.
2.Прогностическая:
·
предвидение результата намеченного дела или воспитательного
воздействия;
·
прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
·
прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
·
построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения,
соответствующей воспитательной системе учебного заведения;
·
определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся,
коллектива;
·
предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений
(между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками,
педагогами и родителями учащихся и др.)
3.Организационно-координирующая:
· помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
·
помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
·
организация взаимодействия с семьями учащихся;
·
помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами
района, города, республики, страны;
·
стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так
и педагогов, родителей учащихся;
·
координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов,
социальных работников различного профиля;
·
участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для
внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4.Коммуникативная:
·
помощь в установлении и регулировании межведомственных отношений в
детской и подростковой среде;
·
построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель –
родители», «родители – ученик» и т.д.;
·
помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми,
социумом;
·
содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического
климата коллектива;
· коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптированных детей и подростков.
Формы работы
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и
деятельность учащихся своего класса,
группы, клуба, объединения. При этом важно учесть, что:
-ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью,
а не просто готовятся к будущей, взрослой;
-в
жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная
обстановка в стране и республике, конкретные условия и события района, города,
села, школы, профессионально-технического училища или внешкольного учреждения;
-нужна
интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым
особенностям учащихся реальная жизнь разнообразными видами деятельности (не
только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми,
самодеятельно творческими, досуговыми и др.), имеющими
познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую
направленность;
-каждый
воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности
в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную
устойчивость человека;
-при
отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать
специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в
воспитательном процессе:
а) в
соответствии с этническими и региональными культурно-историческими,
социально-экономическими и социально-психологическими условиями,
б) в
связи с особенностями номинальных и реальных групп,
в) в соответствии с ведущими функциями
данного института воспитания,
г) с
учетом уникальной неповторимости участников
воспитательного процесса;
-наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее
популярные формы работы с сегодняшними
детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и
зарубежной практикой и методикой воспитания.
Количество форм коллективной, групповой, индивидуальной деятельности безгранично. В нашей республике их запас достаточно велик. Коммунарская методика и коммунарские сборы, инструктивные лагеря учащихся педучилищ и УдГУ, сборы школьного актива и проблемные семинары внешкольных учреждений и кабинета воспитательной работы ИУУ позволили овладеть технологией создания собственных, нетрадиционных форм работы многим воспитателям и педколлективам в целом.
Полномочия
Классный руководитель (куратор,
воспитатель) имеет право:
1. получать, изучать и систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков;
2. контролировать посещаемость занятий учащимися его класса, группы;
3. контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
4. координировать работу учителей-предметников своего класса, группы, организуя консультации, педконсилиумы;
5. выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей (воспитателей, кураторов и др.) или Совета школы согласованные с классом, группой мнения и предложения;
6. определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
7. приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение; по согласованию с администрацией, психологом обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи или женсоветы, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, группы;
8. вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
9. работать по авторским программам (при наличии лицензии или решения республиканского экспертного совета);
10. выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
11. выбирать вариант классного руководства (традиционный классный руководитель, куратор, социальный работник по работе с семьей или молодежью, социальный работник по организации досуга, освобожденный классный руководитель-воспитатель и др.).
Классный руководитель обязан:
1. изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
2. фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
3. оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
4. содействовать социальной и правовой защите его интересов и прав;
5. прогнозировать и организовывать воспитывающую деятельность в классе, группе, клубе, объединении, кружке и др.;
6. вовлекать учащихся в деятельность классного и школьного коллектива;
7. вести документацию, отражающую прогнозирование, ход и результативность воспитательной работы с классом и отдельными учащимися;
8. вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусства.
Критерии оценки работы
Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев.
К ним относятся:
· упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;
· наличие и уровень зрелости классного коллектива;
· общий психологический климат группы, класса;
· социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
· реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
· активная позиция классного руководителя;
· участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
· вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.
Подготовка классного руководителя и общие условия его работы
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора являются:
-знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и социальной педагогике;
-знания теоретических основ воспитания;
-владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив;
-широкая образованность и духовная культура, интеллигентность;
-бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики;
-способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство;
-ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка как на высшую ценность, уникальную человеческую личность;
-опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение логически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций педагогической целесообразности;
-вера в человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли;
-коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.