ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ (ВОСПИТАТЕЛЕ, КУРАТОРЕ) ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯНазначение и задачи
классного руководителя.
Классный руководитель, в нашем понимании, сегодня – это
педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: -духовным посредником между
обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
-защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
-организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах
современной деятельности классного коллектива;
-организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию
процесса его социализации;
-помощником, консультантом в организации повседневной жизни и
деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни
общества, в профессиональной ориентации;
-координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех
воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие личности
воспитанников;
-создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата
в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного
заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к
воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика,
родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его
неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального
духовного, умственного, физического совершенствования (Всемирная Декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития). Классный руководитель (куратор, воспитатель и
т.п.) реализует эту задачу в своем учебном заведении: 1. осуществляет
непосредственное наблюдение за
индивидуальным развитием ребенка, подростка, девушки, юноши; 2. содействует созданию
оптимальных условий для формирования каждой личности; 3. организует взаимодействие и
сотрудничество всех воспитательных сил; 4. вносит необходимые
коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и
развитию способностей воспитанников; 5. помогает организации всех
видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в
разнообразные коммуникативные ситуации; 6. работает над созданием и
становлением классного (школьного, клубного и др.) коллектива как
воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого
ребенка, учащегося, студента. Функции и
содержание работы. 1.Аналитическая функция определяет
следующее содержание работы классного руководителя: ·
изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; ·
изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого
воспитанника; ·
анализ и оценка уровня воспитанности; ·
изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы,
объединения, клуба и др.; ·
изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; ·
изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся
класса, группы, клуба, объединения. 2.Прогностическая: ·
предвидение результата намеченного дела или воспитательного
воздействия; ·
прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; ·
прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; ·
построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения,
соответствующей воспитательной системе учебного заведения; ·
определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся,
коллектива; ·
предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений
(между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками,
педагогами и родителями учащихся и др.) 3.Организационно-координирующая: ·
помощь и сотрудничество в планировании и
организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков; ·
помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления; ·
организация взаимодействия с семьями учащихся; ·
помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами
района, города, республики, страны; ·
стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так
и педагогов, родителей учащихся; ·
координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов,
социальных работников различного профиля; ·
участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для
внеурочной деятельности, воспитательной работы. 4.Коммуникативная: ·
помощь в установлении и регулировании межведомственных отношений в
детской и подростковой среде; ·
построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель –
родители», «родители – ученик» и т.д.; ·
помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми,
социумом; ·
содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического
климата коллектива; ·
коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения,
отношений социально дезадаптированных детей и подростков.
Формы работы
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и
деятельность учащихся своего класса,
группы, клуба, объединения. При этом важно учесть, что:
-ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью,
а не просто готовятся к будущей, взрослой; -в
жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная
обстановка в стране и республике, конкретные условия и события района, города,
села, школы, профессионально-технического училища или внешкольного учреждения; -нужна
интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым
особенностям учащихся реальная жизнь разнообразными видами деятельности (не
только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми,
самодеятельно творческими, досуговыми и др.), имеющими
познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую
направленность; -каждый
воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности
в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную
устойчивость человека; -при
отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать
специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в
воспитательном процессе: а) в
соответствии с этническими и региональными культурно-историческими,
социально-экономическими и социально-психологическими условиями, б) в
связи с особенностями номинальных и реальных групп, в) в соответствии с ведущими функциями
данного института воспитания, г) с
учетом уникальной неповторимости участников
воспитательного процесса;
-наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее
популярные формы работы с сегодняшними
детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и
зарубежной практикой и методикой воспитания.
Количество форм коллективной, групповой, индивидуальной деятельности
безгранично. В нашей республике их запас достаточно велик. Коммунарская
методика и коммунарские сборы, инструктивные лагеря учащихся педучилищ и УдГУ,
сборы школьного актива и проблемные семинары внешкольных учреждений и кабинета
воспитательной работы ИУУ позволили овладеть технологией создания собственных,
нетрадиционных форм работы многим воспитателям и педколлективам в целом.
Полномочия Классный руководитель (куратор,
воспитатель) имеет право: 1.
получать, изучать и систематизировать регулярно
информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков; 2.
контролировать посещаемость занятий учащимися его
класса, группы; 3.
контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая
успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; 4.
координировать работу учителей-предметников своего
класса, группы, организуя консультации, педконсилиумы; 5.
выносить на рассмотрение администрации, методсовета,
объединения классных руководителей (воспитателей, кураторов и др.) или Совета
школы согласованные с классом, группой мнения и предложения; 6.
определять (разрабатывать, создавать совместно с
психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы
с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся; 7.
приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное
заведение; по согласованию с администрацией, психологом обращаться в комиссии,
инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи или женсоветы, организуя
решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, группы; 8.
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам
методической и воспитательной деятельности; 9.
работать по авторским программам (при наличии лицензии
или решения республиканского экспертного совета); 10. выбирать
форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки
педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах
методической работы, через систему образования и выездную стажировку; 11. выбирать
вариант классного руководства (традиционный классный руководитель, куратор,
социальный работник по работе с семьей или молодежью, социальный работник по
организации досуга, освобожденный классный руководитель-воспитатель и др.). Классный руководитель обязан: 1.
изучать детей и подростков, условия их
жизнедеятельности; 2.
фиксировать отклонения в развитии и поведении
воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную
коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию; 3.
оказывать помощь воспитанникам в решении острых
жизненных проблем; 4.
содействовать социальной и правовой защите его
интересов и прав; 5.
прогнозировать и организовывать воспитывающую
деятельность в классе, группе, клубе, объединении, кружке и др.; 6.
вовлекать учащихся в деятельность классного и школьного
коллектива; 7.
вести документацию, отражающую прогнозирование, ход и
результативность воспитательной работы с классом и отдельными учащимися; 8.
вовлекать в воспитательную деятельность педагогов
школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры,
искусства. Критерии оценки
работы
Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может
быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним
относятся: ·
упорядоченность жизнедеятельности класса,
группы, объединения; ·
наличие и уровень зрелости классного коллектива; ·
общий психологический климат группы, класса; ·
социальная защищенность каждого члена
коллектива, его комфортность; ·
реальный рост воспитанности и общей культуры
учащихся; ·
активная позиция классного руководителя; ·
участие в опытно-экспериментальной или
исследовательской работе; ·
вовлечение родителей учащихся в дела класса,
группы и коллектива. Подготовка
классного руководителя и общие условия его работы Слагаемыми
педагогического мастерства классного руководителя, воспитателя, куратора
являются: -знания и
умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической
психологии, социальной психологии и социальной педагогике; -знания
теоретических основ воспитания; -владение
технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; -широкая
образованность и духовная культура, интеллигентность; -бережное
отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту
и традициям народной педагогики; -способность
преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные
воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое
новаторство; -ориентация
на человека, и прежде всего на ребенка, подростка как на высшую ценность,
уникальную человеческую личность; -опора на
науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение
приемами анализа и самоконтроля, умение логически осмыслить новые
социально-экономические условия, оценить новые тенденции с позиций
педагогической целесообразности; -вера в
человека, в пользу и правоту своего дела, педагогический оптимизм, мужество и
сила воли;
-коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.
|