1. Избегайте крайностей в любви к ребенку. Ребенок
должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда родители приносят себя в
жертву ребенку, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой и зачастую за
безрассудную любовь к себе отплачивает злом - пренебрежением к
родителям, к семье, к людям. Но равнодушное, тем более пренебрежительное
отношение к ребенку ничуть не менее вредно.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом
члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей
семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. Он должен выполнять
определенную, все усложняющую по мере взросления работу по дому для себя, для
всей семьи.
З. Главное средство воспитания - это пример родителей, их поведение. Слова - вспомогательное
средство.
4. Развитие ребенка - это развитие его
самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может
и должен сделать сам.
Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо:
ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их
вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность
попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и
склонности.
5. Основа поведения ребенка - это его
привычки. Следите за тем, чтобы
у него образовались добрые, хорошие привычки и не
возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения,
алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом,
свою семью, добрых людей, свой край.
Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение
режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его
выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия
в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Не менее вредны
противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы
не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, придите к нам, и мы
вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный
климат,
когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки
обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование
его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания.
Нормальный стиль - это демократический,
когда детям предоставляется определенная самостоятельность, к ним относятся с
теплотой и уважают их личность. Конечно, некоторый контроль необходим. Но
важнее всячески способствовать развитию у ребенка самоконтроля, самоанализа и
саморегуляции своей деятельности и поведения. Не
оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие,
основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за
правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших
в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих
отцов и матерей, счастливых супругов.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его
самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, за
годы обучения в школе ребенок переживает несколько возрастных кризисов: 6-7
лет, когда у малыша возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и
переживаний, кризис полового созревания; юношеский кризис поиска своего места в
жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти периоды, меняйте стиль своего
отношения к нему по мере его перехода от одного возрастного этапа к другому.
10. Семья - это
дом и, как всякий дом, он может с годами ветшать и нуждаться в ремонте. Не забывайте
время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении.
Желаем вам успехов в трудном, но благородном деле
семейного воспитания вашего ребенка. И пусть он принесет вам радость и счастье!
Библиография: Народное образование. №6. 2002. С. 137.
Помните: от того, как родители разбудят
ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время, которое требуется каждому для
ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок
выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти
до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное
общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков.
Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше
задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня
занимались?», «Как дела в школе?»
Радуйтесь успехам ребенка. Не
раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте
рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он
любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в
семье атмосферу радости, любви и уважения.