Классный руководитель прогнозирует, анализирует,
организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса.
При этом важно учесть:
– что ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня
живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;
– в жизнедеятельности любого коллектива должны
учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике,
конкретные условия и события района, города, села, школы;
– нужна интересная, отвечающая общечеловеческим
потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с
разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми,
благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими,
досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую,
эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
– каждый воспитанник должен найти себе дело по душе,
ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать
достоинство и нравственную устойчивость человека;
– при отборе содержания, форм и методов воспитания
следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде
всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе:
· в соответствии с этническими и
региональными культурно-историческими, социально-экономическими и
социально-психоло-гическими условиями;
· в связи с особенностями номинальных
и реальных групп;
· в соответствии с ведущими функциями
данного института воспитания;
· с учетом уникальной неповторимости
участников воспитательного процесса;
– наконец, классный
руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее популярные формы работы с
сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено
отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.