1. Общие положения.
1.1 Основное назначение должности состоит в
обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время,
в организации внеурочной воспитательной работы с закрепленным классом,
направленной на создание условий для саморазвития и самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в обществе.
1.2 Классный руководитель назначается и освобождается
от работы в установленном порядке приказом директора из числа педагогических
работников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или
высшее образование.
1.3 Обязанности, предусмотренные данным положением,
выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности.
1.4 Классный руководитель подчиняется директору
общеобразовательного учреждения. Текущее руководство его работой осуществляют
заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
1.5 Классный руководитель в своей работе руководствуется
Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка,
Уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением и нормативами
учета рабочего времени, утверждаемыми директором общеобразовательного
учреждения.
2. Обязанности.
Общие требования к объему и качеству работы классного
руководителя вытекают из Трудового кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании»,
приказа Минобрнауки России № 21 от 03.02.2006 г. «Об утверждении методических
рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», а также Устава и
концепции деятельности общеобразовательного учреждения и настоящего положения о
классном руководителе.
Классный
руководитель по своей
должности выполняет следующие о б я з а н н о с т и:
2.1 Работа с учащимися:
• контроль за посещаемостью учебных занятий, выяснение
причин отсутствия на занятиях, организация питания;
• защита прав и интересов обучающихся;
• изучение индивидуальных особенностей, способностей,
интересов и склонностей обучающихся и динамики их развития, их семейных
обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
• содействие общему благоприятному психологическому
климату в коллективе класса, регулирование межличностных отношений между
обучающимися, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств;
• работа с органами ученического самоуправления
класса;
• организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся в процессе индивидуальных, групповых, коллективных
форм работы;
• работа по формированию здорового образа жизни,
профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ,
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
выявление причин слабой успеваемости, организация своевременной необходимой
помощи;
• содействие получению дополнительного образования
через систему кружков, клубов, секций, объединений в школе, в учреждениях
дополнительного образования, по месту жительства;
• организация совместно с психологом индивидуальных
консультаций с учащимися по их просьбам, обращениям родителей и учителей;
• организация дежурства и другой социально полезной деятельности
учащихся.
2.2 Работа с учителями-предметниками:
• посещение уроков с целью наблюдения за учебной
деятельностью учащихся;
• организация и проведение малых педсоветов,
педагогических консилиумов;
• координация и согласование педагогических воздействий
на обучающегося;
• вовлечение учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы
и т. д.
2.3 Работа с родителями:
• индивидуальная работа с родителями, привлечение их к
участию во внеклассных мероприятиях;
• информирование об успехах, проблемах ученика;
• проведение родительских собраний (не реже одного
раза в четверть);
• организация консультаций по вопросам воспитания
детей с участием психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования.
2.4 Взаимодействие с работниками общеобразовательного
учреждения:
• информирование директора, заместителя директора по
воспитательной работе, заместителя директора по учебно-воспитательной работе о
проблемных ситуациях в классе, об одаренных детях;
• участие в педсоветах общеобразовательного
учреждения, советах по профилактике правонарушений: подготовка необходимой
информации о классе и отдельных учащихся;
• участие в работе методических объединений классных
руководителей;
• содействие в осуществлении психолого-педагогических
исследований в классе;
• взаимодействие с медицинским работником;
библиотекарем, психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного
образования.
2.5 Работа с документами:
• ведение личных дел учащихся;
• ведение классного журнала;
• контроль за ведением ученических дневников;
• составление плана воспитательной работы с классным
коллективом;
• протоколы родительских собраний.
3. Права.
3.1 Классный руководитель имеет право:
• самостоятельно избирать формы и методы проведения
воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики
воспитания;
• посещать уроки других учителей в закрепленном за ним
классе с целью изучения учащихся и контроля за ходом учебно-воспитательного
процесса в классе;
• использовать помещения и материальную базу
общеобразовательного учреждения для проведения воспитательной работы с классом;
• приглашать от имени общеобразовательного учреждения
родителей учащихся в необходимых случаях;
• участвовать в работе структур самоуправления:
педсовета, совета общеобразовательного учреждения, профсоюзных и других органов
общеобразовательного учреждения;
• выступать с инициативой, вносить предложения о
совершенствовании деятельности общеобразовательного учреждения;
• защищать собственную честь и достоинство.
3.2 Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство ученика, оскорблять его
действием или словом;
• использовать оценку для наказания ученика;
• злоупотреблять доверием ученика, нарушать данное
ученику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
• использовать семью для наказания ребенка;
• обсуждать своих коллег.
4. Оценка работы классного руководителя.
4.1 Работа классного руководителя оценивается по
уровню ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей,
определяемому по итогам:
• проверки выполнения плана воспитательной работы по
итогам четверти или полугодия;
• проверки установленной документации;
• посещений внеклассных мероприятий, проводимых
классным руководителем;
• собеседования с администрацией общеобразовательного
учреждения;
• анкетирования учащихся и их родителей.
4.2 Оценка работы классного руководителя снижается в
случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны
родителей, учащихся, коллег-педагогов;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• нарушения трудовой
дисциплины.